Ваш город Москва?
Заказать звонок
Производитель климатического
оборудования в РФ с 2010 года
Каталог

Проветривание и воздухообмен в учебных заведениях: нормативы РФ, современные технологии и мировой опыт

Качество воздуха в учебных заведениях оказывает значительное влияние на здоровье, успеваемость и концентрацию внимания учащихся и преподавателей. В статье рассмотрены нормативные требования РФ к режимам проветривания, приведен анализ мировых стандартов и тенденций, рассмотрены современные технологии приточно-вытяжных систем вентиляции с рекуперацией тепла и влаги. Особое внимание уделено преимуществам установки приточно-вытяжных систем вентиляции (ПВУ) на примере оборудования Alasca с пластинчатыми энтальпийными и роторными рекуператорами.

1. Введение

Качество внутреннего воздуха в образовательных учреждениях является важным аспектом, влияющим на здоровье и успеваемость учащихся. Недостаточный воздухообмен приводит к увеличению концентрации углекислого газа, росту заболеваемости и снижению производительности учебного процесса. Поэтому вопрос организации правильного проветривания и воздухообмена является актуальным на сегодняшний день.

2. Нормативные требования к проветриванию учебных помещений в РФ

В Российской Федерации нормы воздухообмена учебных заведений регламентируются рядом нормативных документов:

  • СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
  • СП 60.13330.2020 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха».

Согласно СанПиН 2.4.3648-20, проветривание учебных помещений необходимо проводить:

  • перед началом занятий,
  • во время перемен,
  • после окончания учебного дня.

Продолжительность проветривания должна составлять не менее 10 минут в холодное время года и 20 минут в теплое. Температура воздуха в классе после проветривания не должна снижаться ниже допустимого уровня (+18–22°С).

Для систем вентиляции СП 60.13330.2020 предъявляет требования по кратности воздухообмена в учебных помещениях, минимально допустимая кратность воздухообмена в классах должна составлять не менее 3 м³/ч на одного человека при естественной вентиляции, и от 20 м³/ч на одного человека – при механической вентиляции.

3. Мировой опыт и тенденции в области воздухообмена в учебных заведениях

В странах Евросоюза, США и Японии вопросам вентиляции образовательных учреждений уделяется особое внимание. Мировые стандарты (ASHRAE Standard 62.1 в США, DIN EN 15251 в Германии, CIBSE BB101 в Великобритании) предусматривают механическую приточно-вытяжную вентиляцию с системой рекуперации тепла и влаги.

Современные зарубежные исследования (например, отчет Harvard T.H. Chan School of Public Health, 2021) показывают, что достаточный воздухообмен и низкий уровень CO₂ (<800 ppm) в классах повышают когнитивные способности и концентрацию внимания учащихся и преподавателей, снижая утомляемость и заболеваемость.

4. Современные технологии вентиляции помещений с рекуперацией воздуха

В современных учебных заведениях все чаще устанавливаются приточно-вытяжные установки (ПВУ) с рекуперацией тепла и влаги. Одним из распространенных брендов таких систем вентиляции является Alasca, предлагающая модели с пластинчатыми энтальпийными либо роторными рекуператорами.

Примеры оборудования Alasca:

  • Пластинчатый энтальпийный рекуператор– представляет собой теплообменник специальной конструкции, передающий не только тепло, но и влагу от вытяжного воздуха приточному потоку. Это позволяет сохранить оптимальную влажность воздуха в помещении и снизить затраты на дополнительное увлажнение.
  • Роторный рекуператор – это вращающийся теплообменник, который передает тепло и влагу, обладая высокой эффективностью (до 90%), и способен работать в условиях низких температур наружного воздуха.

5. Преимущества использования рекуперации воздуха

Использование рекуперации воздуха при вентиляции учебных заведений обладает рядом преимуществ:

  • Энергоэффективность:Экономия энергии на нагрев приточного воздуха до 70-90%, что снижает эксплуатационные расходы.
  • Комфорт:Поддерживается стабильная температура воздуха, исключаются резкие перепады температуры.
  • Обеспечение должного воздухообмена:Позволяет обеспечивать стабильное качество воздуха вне зависимости от погодных условий.
  • Снижение заболеваемости: За счет постоянного обновления воздуха снижается уровень вирусов и бактерий, что особенно важно в условиях пандемий и сезонных заболеваний.

6. Дополнительные возможности современных ПВУ – увлажнение воздуха

В холодный период года воздух в помещениях становится сухим, что негативно сказывается на здоровье учащихся и преподавателей. Современные ПВУ Alasca могут быть оснащены дополнительными системами увлажнения воздуха, которые позволяют поддерживать оптимальный уровень влажности в диапазоне 40-60%. Это улучшает состояние слизистых оболочек дыхательных путей, снижает риск простудных заболеваний и аллергических реакций.

7. Выводы и рекомендации

Проветривание учебных помещений является обязательным условием создания безопасной и комфортной среды обучения. Современные нормативные документы РФ устанавливают минимальные требования к проветриванию и воздухообмену, однако мировой опыт показывает необходимость перехода к более совершенным механическим системам вентиляции с рекуперацией тепла и влаги.

На сегодняшний день оптимальным решением для учебных заведений является установка ПВУ с рекуператорами, такими как системы Alasca. Это позволит обеспечить высокий уровень комфорта, снизить эксплуатационные расходы на отопление и кондиционирование, а также существенно улучшить общее состояние здоровья учащихся и преподавательского состава.

Литература:

  1. СанПиН 2.4.3648-20. «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
  2. СП 60.13330.2020 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха».
  3. ASHRAE Standard 62.1 – Ventilation for Acceptable Indoor Air Quality, 2019.
  4. DIN EN 15251 – Indoor environmental input parameters for design and assessment of energy performance of buildings addressing indoor air quality, thermal environment, lighting and acoustics.
  5. CIBSE BB101 – Ventilation, thermal comfort and indoor air quality in schools, UK.
  6. Harvard T.H. Chan School of Public Health, Report on indoor air quality in schools, 2021.

Таким образом, организация качественного проветривания и воздухообмена в учебных заведениях – важная задача, решение которой возможно благодаря современным технологиям рекуперации воздуха, обеспечивающим максимальный комфорт и безопасность для учащихся и педагогического коллектива. 

Комментариев пока нет — ваш можете быть первым.

Помогите другим пользователям с выбором - будьте первыми, кто поделится своим мнением об этом посте.